Вилла "Под парусом"

Объявление


[взломанный сайт]

По волнам житейского моря плывем, Задором души покоряем.

Тут мы обитаем, мечтаем, живём И новых друзей обретаем.

Добро пожаловать на форум!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вилла "Под парусом" » Культура и искусство » Музеи мира


Музеи мира

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

МУЗЕ́Й — хранилище артефактов и/или предметов природы, получивших в к-ре знаковую ценность, одно из средств самосохранения к-ры. Подразумевается, что данный набор является эталоном образца к-ры (или природы) или может им стать, и в этом плане всякая вещь, помещаемая в М., есть вещь избранная, причем целенаправленно. В предметах, сохраняемых в М., знаковые свойства неотъемлемы от материального носителя, в отличие от находящихся в б-ках, архивах и фотоархивах текстов, принципиально имеющих и допускающих иную материальную форму; для М. книга, рукопись, печатный документ существуют прежде всего как предметы, а не как записи в них.

Первоначальные М. возникли из архивов-библиотек и древних собраний даров храмам. Само наименование восходит к Музею в Александрии Египетской, где, по представлениям древних, действительно обитали Музы, и им приносили дары. Еще в древности появилось собирание предметов иск-ва, известны многочисл. собрания музейного типа в Др. Риме — у частных лиц и в термах. В средневековье возникла задача сохранения священных реликвий: мощей, предметов, принадлежавших святым, чтимых икон; они хранились в храмах и монастырях. Эпохи Возрождения и особенно барокко положили начало собиранию натуралий, инструментов, памятников древности, этнографич. коллекций. В это время (15—16 вв.) появились коллекции римских пап, семьи Медичи во Флоренции, Августа I Саксонского, собрания др. монархов и вельмож, кунсткамеры. Первые собрания раритетов в России относятся к 16 в. (царская Оружейная палата, Патриаршая ризница), в 17 в. появляются зачатки частного коллекционирования, в 1709 начато систематич. сохранение моделей кораблей в Модель-каморе, в 1719 была открыта Петровская Кунсткамера, ставшая крупнейшим научно-просветит. учреждением типа комплексного М. Приобретение Екатериной II неск. крупных худож. коллекций положило начало Имп. Эрмитажу; петровское и особенно екатерининское коллекционирование стали стимулом для возникновения крупных частных собраний произв. иск-ва. В 18 в. в России появились собрания военных реликвий, "натуральные кабинеты", затем историко-археологич. М., в 1782 в Иркутске появился первый местный М. С дифференциацией областей знания в 19 в. коллекции Кунсткамеры были разделены на неск. специализир. М. Важными вехами в истории рус. музеев было открытие для публики галереи АХ, затем Эрмитажа (1852). В теч. 19 в. коллекционеры открывали многочисл. частные музеи, обычно существовавшие непродолжит. время. В 1872 открылся Рос. историч. музей в Москве, в 1881 там же открыта Третьяковская галерея, в 1898 — Рус. музей Александра III в Петербурге, в 1912 — Музей изящных иск-в в Москве, осн. по инициативе И. В. Цветаева и при участии Ю. С. Нечаева-Мальцева. Первым и единственным в России М., в к-ром было специально создано единство экспонатов с историч. средой, стал созданный М. Е. Месмахером М. Уч-ща барона Штиглица, хотя впервые в России зачатки этого подхода проявились в интерьерах Нов. Эрмитажа.

По имеющимся сводкам, число М. в царской России на 1917 (в границах РФ) составляло 213 учреждений, к нему можно добавить ок. 300 полковых М., 100 М. наглядных пособий, множество кустарных, сельскохозяйственных и прочих М. В основном ядре М. преобладали "научные", находившиеся в системе АН, при ун-тах, научных об-вах, архивных комиссиях и т. д., а также "публичные", т. е. комплексные и созданные с участием общественности. Особо следует упомянуть такую категорию музеев, как императорские, продолжавшие традицию Кунсткамеры Петра I и Эрмитажа Екатерины II. В совр. традиции эти музеи классифицировались бы как национальные, представлявшие собой крупные комплексы музейных собраний разл. профиля (Исторический М. и Румянцевский М. в Москве, Рус. М. Александра III в СПб.).

После рев-ции 1917 были музеефицированы имп. резиденции и многочисл. аристократические дворцы, получившие характер художественно-историч. М. мемориального типа ("истории отжившего быта"). Коллекции частных собр. были национализированы, частью расхищены, розданы по учреждениям или проданы, но в знач. степени пополнили ранее существовавшие М. Количество М. начало стремительно расти, но тогда же, в теч. 1920—30-х гг., распродавались и раздавались и многие экспонаты гос. М. Характерной чертой музейной жизни сов. времени было также перемещение экспонатов между М., в результате чего коллекции М. оказались лишенными истории. Так, при реорганизациях худож. М. из столичных собраний в областные города были отправлены произв. иск-ва с таким расчетом, чтобы каждый М. мог представить каждую из худож. школ; одновременно лучшие предметы областных М. перемещались в Москву и Ленинград. В любом худож. М., от Эрмитажа до маленького провинциального, экспозиция строилась (и строится) по "школам", что очень удобно для учебных целей, но совершенно исключает показ реального функционирования этих произведений в разных историко-культ. кон-текстах.

Сов. период в истории рос. музеев при определенных утратах фактич. материала (распродажа части собраний, потери в годы войн, особенно Вел. Отеч.) наполнил теорию и практику музейного дела как положительным, так и негативным опытом. Концепция "имп." М. была заменена практикой углубленной специализации М., отработана централизация музеев страны, появились М. нового типа, такие, как историко-рев. или литературные, провинциальные М. реорганизованы по единой схеме в историко-краеведческие, проводились эксперименты по использованию в экспозициях социологического и тиражируемого мат-ла. Краткий постсоветский период отмечен такими реалиями, как ослабление контроля гос-ва над деят-ностью музеев, возвращение проблемы первонач. владения музейными коллекциями, сокращение числа историко-рев. музеев до приемлемого уровня.

0

2

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МУЗЕЕВ

В настоящее время наиболее употребимо деление на следующие группы, принадлежность к которым часто находит отражение в официальном названии музея.
Профильные группы музеев
    Группы музеев по типу хранимого наследия
    Группы музеев по роду деятельности и адресату (типы музеев)
    Группы музеев по собственнику
    Группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку)
    Группы музеев по статусу
Кроме этого разделения, из многообразия музейного мира исторически выделились большие группы музеев, обладающие, помимо названных, дополнительной значимой характеристикой.
   Мемориальные музеи
   Краеведческие музеи
Помимо собственно музеев, в музейном мире функционировали и функционируют учреждения, не являющиеся в полном смысле слова музеями.
    Протомузейные формы
    Учреждения музейного типа
    Виртуальные музеи

http://www.museum.ru/rme/sci_system.asp

0


Вы здесь » Вилла "Под парусом" » Культура и искусство » Музеи мира