Это имя — Надежда Ламанова — в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно, как «булки от Филиппова», «фрукты от Елисеева» или «коньяк от Шустова».
Александр Кондрашов
Сто лет назад её имя для любой уважающей себя российской модницы значило столько же, столько названия ведущих парижских модных домов: стиль, роскошь, безупречный вкус и необыкновенную красоту. Её модели вызывали восхищение в Европе - и не только в великосветских салонах, но и у знаменитых парижских кутюрье. В России она считалась основательницей новой пролетарской моды - и на долгие годы была забыта так же, как и пропагандистские идеи о "прозодежде" и унифицированном коммунистическом быте. За свою жизнь Ламанова шила для всех - от монархов до крестьян, и каждое её творение было настоящим произведением искусства
С. Чеботарь "Надежда русской моды"
Подвиг этот женщине поистине неповторим. Ее в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно, как «булки от Филиппова», «фрукты от Елисеева» или «коньяк от Шустова». Вы можете сами убедиться, насколько безукоризненны были ее работы.
В то время у нее было немало конкурентов, но все же ей часто отдавали предпочтение. Годы шли, ничего не предвещало беды и тут 1917, за ним и русская революция. Вся интеллигенция бежала вон из Москвы, все дома моды закрывались, Бризак и Гиндус( прославленные модельеры того времени) иммигрировали во Францию. А она… она осталась, и не потому, что не могла бежать, потому что не хотела.
Но большевики были людьми несентиментальными и не постеснялись в 1919 году арестовать бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества». За что 57-летнюю барыню посадили в Бутырку, сейчас понять трудно – обвинения ей так и не предъявили. Скорее всего, за слишком гордый нрав. Только благодаря вмешательству Максима Горького (его жена была клиенткой Ламановой) после двух с половиной месяцев ее освободили.
И ей пришлось начать все заново. С 1921 года она работала в театре Вахтангова. В страшное, голодное и холодное время Ламанова сшила потрясающие по красоте туалеты для участников спектакля «Принцесса Турандот», обшивала и многие другие спектакли: «Зойкина квартира» Булгакова, «Егор Булычов и другие» Горького. Ей пришлось довольствоваться холщовыми, домоткаными материями и льняными полотенцами, народными вышивками и даже одеялами. В 1925 году работы Ламановой получили гран- при выставки в Париже.
Она самоотверженно занималась удивительной работой- создавала рабочее- крестьянскую моду, и справлялась с этим виртуозно. Но это подвиг не был оценен, вернее никто не читал это подвигом. В предвоенные годы она работала в мастерских Художественного театра, но, отправляясь в эвакуацию, театр забыл о ней. Из-за задержки, связанной с болезнью младшей сестры, она опоздала на сборный пункт – коллеги ее не дождались.
Она бросилась к Большому театру, с которым сотрудничала, села передохнуть в скверике — и здесь с ней случился сердечный приступ. Надежда Петровна Ламанова умерла 14 октября 1941 года в центре Москвы.
Виталий Козак
вечерние платья, принадлежавшие императрицы Александре Федоровне, вторая половина 1890гг
Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)
Наверное, мы не погрешим против истины, если скажем, что в истории не только российской, но и мировой моды нет более универсального мастера и более многогранной личности. Надежда Ламанова одинаково успешно создавала вещи для императорского двора и основы новой рабоче-крестьянской моды, в ее моделях обычный стеклярус выглядел как настоящие бриллианты, а бусы из высохшего хлебного мякиша покорили в двадцатые годы капризных парижских модниц.
В. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой в платье мастерской Н. Ламановой
"Эта молоденькая закройщица истиранит Вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа" – так говорили о ведущей моделистке (именно так называлась тогда эта профессия) Надежде Ламановой.
В начале ХХ века ее имя было знакомо каждому. Вожделенные платья "от Ламановой" "пришлись ко двору" даже в царской семье – что говорить об остальном бомонде! Клиентками Дома моды Ламановой были самые блистательные дамы: от Веры Коралли, Екатерины Гельцер и Марии Ермоловой до Лили Брик и Веры Холодной. Она шила костюмы к фильмам Эйзенштейна и Александрова. Благодаря природному вкусу и удивительному чувству ткани Ламанова успешно конкурировала с ведущими европейскими модельерами.
В ее Доме Мод всe было самое передовое и роскошное: огромные закроечные столы из липы, зеркала в пол, целый штат ассистенток и портних, швей высшей квалификации. Ткани и украшения доставлялись прямо из Парижа. Она работала методом наколки, без выкроек, драпируя ткань на манекене или прямо на человеке. Талант у неe был от Бога: закалывая ткань булавками, она добивалась изумительных линий и силуэтов.
Надежде Ламановой было всего 16, когда из родного Нижнего Новгорода она перебирается в Москву. Сначала она поступает учиться на закройщицу, а потом идeт работать в одну из московских мастерских. Пройдeт всего 6 лет, и 24-летняя Ламанова сделает второй решительный шаг в жизни: на первые сбережения она откроет в Москве свой собственный Дом моды.
К 34 годам еe профессиональная репутация и вкус безупречны, и у неe начинает заказывать платья сама императрица. Казалось бы – чего еще желать от жизни? Но ей неинтересно шить придворные платья в строгом соответствии с регламентом. И Ламанова снова делает решительный поворот в своей жизни – начинает шить для светской и театральной богемы. Для поставщика императорского двора – это, в известном смысле, ступенька вниз. Но Ламанова не боится пересудов.
Театральная богема стала для Ламановой своего рода лабораторией, где она опробовала свои идеи в области костюма и декора тканей. Она много экспериментирует с фасонами, часто бывает в Париже, интересуется новинками и создает свои оригинальные модели без корсета. Заказчики были в восторге. Пределом мечтаний тогдашней публики стал портрет кисти Серова или Сомова в платье от Ламановой.
В 1901 году Надежда Ламанова получает предложение от Станиславского работать в его театре. Она опять идет на риск, и начинает шить костюмы для театральных постановок по эскизам и рисункам художников - Натальи Гончаровой, Александра Головина, Михаила Врубеля. Она создает их точные копии в ткани. Они мгновенно расходятся среди московских модниц. А вскоре по эскизам Бакста она "оденет" знаменитые балеты "Русских сезонов" Дягилева в Париже.
Когда началась Первая мировая война, Ламанова отдаeт часть помещений своего Дома моды под госпиталь. Но, несмотря на войну, продолжает работать. Теперь она одевает для кино Веру Холодную. Шьeт костюмы для героев фильмов "Аэлита" Якова Протазанова, "Цирк" Григория Александрова, "Александр Невский" Эйзенштейна.
В октябре 1917 года Ламанова - единственная из поставщиков императорского двора - не покидает Россию. В революцию она потеряла всe – состояние, модельный дом, работниц, клиентуру. Потеряла мужа – в Бутырках. Сама чуть не пропала там же: ее арестовали и держали в камере 2 месяца. Если бы не заступничество Горького и его жены, актрисы Марии Андреевой, давнишней клиентки Ламановой, ей бы тоже не выйти из тюрьмы живой. Но выпустили...
Потеряв всe, Ламанова решает не оплакивать своe блестящее прошлое, а думать о будущем. Она не уехала за границу, хотя ее настойчиво приглашали французские дома моды. Почему? Видимо, потому что ей, по-прежнему, было интересно работать. И она работала: силуэты 20-х годов – стиль, придуманный Ламановой.
Она разрабатывает теорию моделирования, выпускает несколько швейных и модных журналов и создаeт свою школу. В это самое время еe лишают избирательных прав – как кустаря, имеющего двух наeмных работниц. Ими были еe сeстры...
Опять потеряв всe, она не отчаивается - оформляется на должность консультанта в театр к Станиславскому. Все 30-е годы она создаeт костюмы для его спектаклей.
В 1941 году 80-летняя Надежда Ламанова должна была эвакуироваться из Москвы вместе со МХАТом. Она опоздала на сборный пункт и пришла к уже закрытым дверям театра. Труппа была эвакуирована, Ламанову забыли – как Фирса из "Вишневого сада". Дойти до дома не хватило сил. Она села на лавочку у фонтана перед Большим театром и умерла от разрыва сердца...
Еe платья, которые носили самые знаменитые женщины дореволюционной России, пропали в водовороте событий, театральные костюмы истлели, эскизов она не рисовала. Остались лишь скупые воспоминания современников, несколько туалетов в собрании Эрмитажа и музее Художественного театра и незаконченный портрет Серова. Несмотря на прижизненную славу, теперь имя и великое искусство Надежды Ламановой – почти миф...
ТК "Цивилизация НЭО", Россия, 2010