Это специфическая разновидность триллера и драмы. В фильмах может рассказываться как о природном бедствии (смерч, землетрясение, извержение вулкана и т. п.), так и о техногенной катастрофе (крушение самолёта, например). _____________________________________________________________________________________________
Больше всего фильмов кастастроф снято на тему апокалиптика и постапокалиптика.
"Водный мир" Фантастический боевик режиссеров Кевина Рейнольдса, Кевина Костнера. В ролях Кевин Костнер (Kevin Kostner), Деннис Хоппер (Dennis Hopper), Джинн Трипплхорн (Jeanne Tripplehorn), Тина Мэджорино (Tina Majorino), Майкл Джетер (Michael Jeter) и др.
После того как полярные льды растаяли вся Земля покрылась водой. Люди живут на воде и самым дорогим являются пресная вода, земля, еда. Ходит легенда о том, что где-то остался кусочек пригодной для жизни суши. В одной из колоний живут очень красивая женщина и девочка с татуировкой на спине. А татуировка эта — часть карты, на которой и указан этот остров. За этой картой охотятся «курильщики», которые занимаются грабежом и рабством. Однажды на деревню-остров, где живёт женщина с девочкой приплывает моряк, чтобы продать землю, но его принимают за шпиона курильщиков, при задержании обнаруживают у него жабры и приговаривают его как мутанта к утоплению в огромном болоте....
Очень популярен жанр апокалиптика - о наступление глобальной катастрофы. В фильмах есть фильмы этого план двух видов - сам апокалипсис и постапокалиптические последствия.
В мае этого года вышел психологический фильм, в котором рассказывается о события, которые предшествуют катастрофе - гибели Земли в результате столкновения с планетой Меланхолия (аналог Нибиру). «Меланхолия» режиссер Ларс фон Триер
рецензия от Романа Волобуева
Свернутый текст
Копирайтер Жюстина (Данст, приз в Каннах за женскую роль) должна выйти замуж в красивом замке, но ее все раздражает. В результате она хамит гостям, писает на лужайку для гольфа, там же безо всякого удовольствия изменяет жениху и так далее. Под утро, когда гости тактично разъедутся, выяснится, что на небе не хватает звезды. В интернете напишут, что к Земле летит планета Меланхолия, в связи с чем возможен конец света, и Жюстина останется в замке: стращать заботливых хозяев — старшую сестру Клэр (Генсбур) и ее непрошибаемого мужа (Сазерленд) — и со злорадством ждать, когда все это закончится.
Для тех, кто по каким-то причинам до сих пор сторонился знакомства с малоизвестным скандинавским автором, этот фильм, как бергмановский «Стыд» или «Матч-пойнт» Вуди Аллена, — хороший повод изменить принципам и полюбопытствовать. Виртуозно придуманная, работающая скорее на вау-эффект, чем на попытку распотрошить зрителя (с этой триеровской манерой у многих традиционно были проблемы), «Меланхолия» — это почти рекламный проспект к причудливой 20-летней карьере датчанина. Она и начинается, по сути, с рекламной паузы: Жюстина грезит об Армагеддоне, но грезы — видимо, по профессиональной привычке — похожи на ролик дорогих духов: в рапиде под Вагнера сталкиваются небесные тела, валятся замертво птицы и лошади, сама копирайтерша при полном параде приветствует гибель всего живого.
Раскрыв концовку в первые пять минут — девичьим мечтам положено сбываться, — Триер вынуждает пытливого зрителя искать неожиданности в деталях и так потихоньку обводит его вокруг пальца. Он морочит голову красотами — Тристан! Изольда! «Несчастья добродетели»! Движущиеся реплики работ скверных немецких художников! — заставляет ходить кругами, бормоча вслед за чертовой куклой Данст про «приди-приди, сладкая смерть», в итоге убаюкивает так, что лишь в момент финального удара вспоминаешь очевидное — история всего-то про невротичку, которая приняла свою голову за земной шар. Удивительная вещь — «Меланхолия» вроде бы два с лишним часа нашептывает зрителю, что a) всему конец; b) мы одни во Вселенной; c) жизнь лишена смысла; но трудно вспомнить другой фильм, который так освежал бы веру в прямо противоположное, причем по всем трем пунктам. В конце, уставившись в черный экран, оставшийся на месте сгинувшего по воле какой-то дуры мироздания, чувствуешь, что проснулся так, как не просыпался давно. Как было в финале другого важного скандинавского произведения о конце света: «По-моему, все цело, — сказал Муми-тролль. — Пойдем посмотрим!»
Топ-10 Лучших фильмов-катастроф по версии «25-го кадра» 10 место: «Идеальный шторм» (The Perfect Storm, 2000)
трейлер на англ.
В подвале топа один из трех фильмов «про кораблекрушения», вошедших в наш шорт-лист. В отличие от заглавного шторма, картина Петерсена не так уж и идеальна. Но бородатый Клуни сотоварищи, да под музыку Хорнера (теперь он ассоциируется в первую очередь с саундтреком к «Аватару»), да разгул водной стихии словно с картины Айвазовского с числительным «девять» в названии – все это выглядит достаточно драматично и уж хотя бы какого-то места в нашем списке лучших фильмов-катастроф вполне заслуживает. Конечно, масштаб тут не эммериховский, но жанровая принадлежность и целевая аудитория идентифицируются без труда.
9 место: «Столкновение с бездной» (Deep Impact, 1998)
трейлер на англ.
Снимать про атаку астероида-убийцы можно по-разному. В 1998 году на свет Божий были явлены сразу две подобные ленты. Фильм Мими Ледер вышел на пару месяцев пораньше картины Майкла Бэя. Если сравнивать, то у «Столкновения с бездной» бюджет поменьше, сборы поменьше, актерский состав поскромнее (нет Брюса Уиллиса!), но в сценарном плане упор сделан больше на драматургию, где несколько сюжетных линий раскрывают своих героев пред лицом надвигающегося конца света. Здесь есть смешной Вуд, один из первых темнокожих американских кинопрезидентов Фриман и отважный коллектив космонавтов во главе с Дюваллем и при участии почему-то не носящего ушанку российского космонавта Балуева. Эпилог фильма созвучен с недавним «2012», и есть там несколько довольно эффектных (как визуально, так и эмоционально) моментов, но в плане народной любви, в частности – предпочтений «25-го кадра», и вы это увидите ниже, «Столкновение с бездной» все же проигрывает своему конкуренту-одногодке.
8 место: «Приключения «Посейдона» (The Poseidon Adventure, 1972)
трейлер на англ.
Водные фильмы-катастрофы (второе место нашего топа не даст соврать) были, есть и будут финансово выгодным начинанием. Правда, Петерсен с «Посейдоном» в 2006 попытался сделать исключение из правил, и это, в общем-то, у него вполне получилось. Но на восьмом месте у нас оригинал 1972 года, с Джином Хэкменом в главной роли и круглыми цифрами в графе кассовых сборов. Имея достаточно несуразное название, больше подходящее какой-то развлекательной ленте, «Приключения «Посейдона», впрочем, как раз отчасти развлекали не избалованного фильмами подобного жанра зрителя. Но нашлось тут место и драматизму, и актерской игре. Остается лишь гадать, где бы в данном топе оказался этот фильм, если бы его смотрело больше двух человек из нашей редакции.
7 место: «Марс атакует!» (Mars Attacks!, 1996)
трейлер на англ.
Первый и последний фильм топа, позиционирующийся на киносайтах, кроме прочего, как и комедия. Созвучный с «Днем независимости» (ищите ниже), где тоже нашлось место призванным снять напряжение шуточкам и прикольчикам, фильм Бертона представляет из себя скорее театр абсурда, разыгранный отличными актерами, чем тонкую сатирическую комедию с наличием саспенса, инициированного атакой пришельцев. Конечно, не лучший фильм Тима, к тому же не совсем органично смотрящийся в линейке других фильмов-катастроф, но у нас в редакции его любят. Да и где еще увидишь Сару Джессику Паркер с телом карманной собачки!
6 место: «Аполлон 13» (Apollo 13, 1995)
трейлер на англ.
Самый камерный фильм нашего списка, «Аполлон 13» снят одним из самых спилбергоподобных режиссеров Голливуда Ховардом; в главной роли любимец зрителей по обе стороны океана Том Хэнкс; музыкальное сопровождение штатного для фильмов-катастроф композитора Хорнера (аж четыре участника топа могут похвастаться саундтреком за его авторством). Катастрофы бывают разных масштабов. В этом случае на кону жизнь нескольких астронавтов, чья звездная посудина временно вышла из строя. Ее надо чинить, ее надо сажать. Этим и занимаются Хэнкс с товарищами в течение пары часов напряженного, хоть и насквозь голливудизированного действа.
5 место: «День независимости» (Independence Day, 1996) трейлер на англ.
Поднимите руку, кому в детстве после просмотра «Дня независимости» не снились по ночам здоровенные штуковины инопланетной природы, зависающие над любимой школой. И дело тут не только в подсознательной жажде каникул. Сами образы «летающих тарелок» получились у Эммериха настолько впечатляющими, что даже через 13 лет после выхода этого блокбастера на мировые экраны фильм не смотрится глупым аттракционом, где пафос просачивается из каждого второго эпизода, а вирусная атака на головной корабль пришельцев заставляет слечь с приступом горячительного скепсиса. Это воспоминания молодости. Это Смит, с одного удара вырубающий инопланетного гада, это американский президент-летчик, это финальный стилизованный фейерверк на июльский праздник (да, тогда «Оскара» за спецэффекты давали кому только не лень). Это пятое место нашего топа лучших фильмов-катастроф!
4 место: «2012» (2012, 2009)
трейлер на рус.
Лишь на четвертом месте, под ваш выдох недоумения, даже не попав в тройку лучших фильмов-катастроф, у нас расположился последний хит дядюшки Роланда (всего три фильма в топе за его авторством) «2012», где Земле настает капитальный кирдык, и ни майя, ни Вуди Харрельсон не смогут своими предупреждениями спасти всех и каждого. Кому-то придется не сладко. Будучи квинтэссенцией фильмов любимого Эммерихом жанра, «2012» вынудил подавиться попкорном не одного зрителя, и это не удивительно: летает, взрывается, разрушается, затопляется там все по первому классу. И если в визуальном плане два-ноль-один-два очень хорош, то по сюжету Эммерих снова не дотянул. А когда дотягивал?! И может через пару лет (желательно уже после 2012 года, года над предсказаниями майя будут смеяться уже без нервных ноток) зритель осознает, что этот фильм Эммериха – не пик его творчества. Наша редакция уже пришла к такому неоднозначному выводу – читай дальше.
3 место: «Послезавтра» (The Day After Tomorrow, 2004)
трейлер на рус.
Запертые в центральной библиотеке Нью-Йорка школьники; несмотря на опасность мгновенного замерзания спешащий им на помощь ученый-альпинист-полярник, он же отец одного из них; совершенно никудышно нарисованные CGI-волки, обозначающие живую угрозу для школьников. Это «Послезавтра». Но начиналось все более масштабно: парочка мега-ураганов в Лос-Анджелесе, эффектное замерзание Большого Яблока, еще кое-какие катаклизмы all around a world. И вроде нет тут крышесносящих сцен тотальных разрушений, масштабных картин людского хаоса и запредельно адреналиновых эпизодов, да и актерский состав обладает лишь тремя звездами среднего калибра, но сама хрестоматийная история про сына и папаню, да под торжественный саунд Клозера, видимо, впечатлила нашу редакционную опросную группу посильнее трагедии девочки со специальными трусиками.
2 место: «Титаник» (Titanic, 1997)
трейлер на англ.
Да, кассовый мега-хит Кэмерона куда шире и глубже заявленного жанра «фильм-катастрофа». Взять хотя бы его трехчасовой хронометраж, с временными скачками в прологе и заключении, не говоря уж о документальной основе для фильма, реальной трагедии реальных людей. И как бы кто-то ни ругал уход режиссера в мелодраматические сопли, или, напротив, ни превозносил до небес этот фильм и его роль в мировом кинематографе, мы в нашем топе рассматриваем «Титаник» именно в плане его соответствия жанру. Эффектные и масштабные сцены самого известного за всю мировую историю кораблекрушения занимают тут не так уж много экранного времени. Но через пресловутую призму человеческих трагедий отдельно взятых пассажиров Кэмерон создал нечто большее, чем просто бездушную кинематографическую развлекаловку. А что же у нас на первом месте?!
1 место: «Армагеддон» (Armageddon, 1998) трейлер на англ.
Ни разу не провисающий, а Бэй иначе не снимает, с первых же кадров агитирующий за полнейшую отключку мозга, а по ходу действа намекающий на пользу способности абстрагироваться от патриотизма по отношению к роскосмосу, «Армагеддон» – на вершине нашего топа! Сонм (или «плеяда» – выбирайте умное слово, что вам больше по нраву) голливудских звезд различного ранга, во главе с крупнокалиберным Уиллисом; зубодробительный по своей маразматичности, а оттого еще более увлекательный, стебный и захватывающий сюжет; обилие зрелищных-призрелищных эпизодов (любимчик редакции – астероидный «вынос» столицы моды); никуда не денешься, культовый саундтрек Aerosmith. Бушеми лупит из космического пулемета по своим, Торнтон в контрольном пункте демонстрирует мастерство скупого сопереживания, а Лив Тайлер ждет возвращения хотя бы одного из близких сердцу мужчин. Много чего еще можно вспомнить, в том числе из категории «киноляпов», но первое место топа не располагает к критике. Это лучший фильм-катастрофа по мнению «25-го кадра». Let it be!