Вилла "Под парусом"

Объявление


[взломанный сайт]

По волнам житейского моря плывем, Задором души покоряем.

Тут мы обитаем, мечтаем, живём И новых друзей обретаем.

Добро пожаловать на форум!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вилла "Под парусом" » Литература » Мифы и легенды о сотворение мира


Мифы и легенды о сотворение мира

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Сотворение мира
(обские угры)

Верховным богом ханты и манси считали Нуми-Торума (Нум-Торума, Торума, т. е. "Верхнего бога"), "Большого старика" (Алле-ики), Сорни-Торума ("3олотого Торума"), обитавшего на небе: слово торум имело много значений - "небо", "Вселенная", "погода", "бог" (как и финское слово юмала). Нуми-Торум (в других мифах - его отец Корс-Торум) велел гагаре, плававшей в водах Мирового океана, трижды нырять на дно, пока она не вынесла в клюве ил, из которого Нуми-Торум стал творить землю. В облике гагары, согласно мифам манси, скрывался бог преисподней Куль-отыр, богатырский повелитель злых духов (кулей). Он оставил часть земли в клюве, но когда земля, по повелению Нуми-Торума, стала разрастаться, утаенная часть тоже принялась расти, и гагара выплюнула ее из клюва, создав горы (Урал) на ровной поверхности. Чтобы земля не разрасталась до бесконечности и не утонула от собственной тяжести, Нуми-Торум велел Вит-кулю - водяному - пожирать ее. Лесные пожары также делают землю легче и позволяют ей держаться на поверхности океана.
У хантов противником Нуми-Торума был злой дух Кынь-Лунг. Они были братьями, рожденными богиней-матерью Анки-Пугос. Когда уставший от творения бог уснул на созданной им земле, Кынь-Лунг попытался сбросить его в океан. От этого возникли неровности почвы, а земля стала разрастаться. Нуми-Торум не смог жить на земле со злым братом: по Млечному пути он удалился на небо.

Чтобы земля была устойчивой на водах океана, Нуми-Торум, по совету своей сестры, богини земли Иоли-Торум-шань, или Калтащ-эквы, бросил на нее свой пояс, украшенный тяжелыми пуговицами, и тогда он превратился в Уральский хребет, опоясавший середину земли.

Побежденный противник бога-творца проник в преисподнюю, вонзив в землю посох и проделав в ней отверстие (в других вариантах отверстие своим посохом проделывает Нуми-Торум). С тех пор через это отверстие на землю из преисподней проникают вредоносные твари - насекомые. Прежде всего это комары-кровопийцы, мучающие жителей тайги, а также болезни. Богиня - покровительница людей, Мых-ими, в мифах хантов тождественная Анки-Пугос и мансийской Калтащ-экве, загораживает это отверстие своими котлами.

Обско-угорский фольклор сохранил фрагменты самого архаичного мифа о творении, когда за землей ныряют (без божественного повеления) две птицы - большая гагара и малая гагарка. Лишь на третий раз птицам удалось достать крупицу земли со дна океана. Они так долго были под водой, что у гагары кровь пошла горлом и окрасила ей грудь. У гагарки кровь потекла из затылка, с тех пор у гагарок красный затылок. Земля, вынесенная на поверхность океана, стала сама разрастаться и растет все больше и больше.

Другой миф причудливо соединяет библейскую легенду о потопе с древним космогоническим мифом. Безымянные старик и старуха живут в доме на кочке посреди вод океана. С неба прилетают две железные гагары, которые по очереди выносят по кусочку земли и прилепляют их к бревнам избы. У старика есть белый ворон, которого он время от времени выпускает проверить, не выросла ли земля. Первый раз ворон летает недолго, на второй раз исчезает на полдня. В третий раз он возвращается лишь на третий год - но уже черным. Старик спрашивает ворона, почему тот почернел, и тот признается, что нашел на краю земли труп человека и поклевал падали. Тогда старик заклял его: ворон не будет сам добывать зверя и рыбу - он всегда будет питаться падалью. Сходный апокрифический миф рассказывается о Ное, который выпустил ворона из ковчега, чтобы он узнал, отступили ли воды всемирного потопа: такой миф был известен также саамам.

Еще один миф о сотворении мира содержит мало аппетитную на современный взгляд подробность. "Светлый муж-отец", как именуется Нуми-Торум уже под влиянием христианства, создал этот мир, который отождествляется с Сибирью. У него уже есть сын, который спрашивает у отца, не может ли он создать посреди океана холм, на котором он мог бы уместиться? Сын сам высмаркивает из глотки сопли, которые и становятся основой земли. Но тут творец видит нечто, всплывающее и вновь тонущее. Это оказался черт - куль, несомый ветром. Тогда мальчик выпускает своих помощниц - двух гагар, которые и разрывают черта.

Затем мальчик решается отправить птиц на поиски настоящей земли: одна из них скрывается под водой почти семь лет (без семи месяцев) и не достает земли, другая выныривает через семь лет и стряхивает со своих крыльев каменистую землю.

Цит. по: В. Петрухин. Мифы финно-угров

0

2

О сотворении мира и конце света
(эстонцы)

Реликты мифа о сотворении мира сохранились в эстонских народных песнях. Синекрылая птичка (вспомним ласточку в ижорской руне) летала в поисках места для гнезда и нашла три куста - синий, красный и золотой. В золотом кусте она высиживает из трех яиц сыновей: одного превращает в солнце, другого - в месяц, третьего - в звезду. По другому варианту мифа, из четырех яиц появились люди, камни, солнце и луна.
В эстонских песнях сохранился и сюжет о Мировом древе - большом дубе, крона которого загораживала солнце и месяц. Когда он упал, возник огромный мост через всю землю - в преисподнюю (в сходной карельской руне он ведет через реку Севера, в селения, где пожирают людей, селения смерти). Щепки от его падения стали стрелами колдунов. В разных вариантах песен этот дуб вырос из волос девы Севера, или в Манале - Царстве мертвых (ведь корни Мирового древа находятся в преисподней), или на спине гигантской щуки, или на острове посреди моря. Интересен вариант, где дуб вырос из золы, оставшейся после того, как демоническая птица Севера и саамский злодей сожгли сено, убранное скосившими его небесными девами. Часть золы оставили для того, чтобы промыть волосы сыну Солнца, и волосы эти должны были стать светлыми, как лен.

С образом Мирового древа связаны в песнях образы четырех (или трех) волшебных дев, которые чистят и подметают море золотыми и серебряными щетками или прядут золотой пояс. Это - девы судьбы, подобные греческим мойрам и скандинавским норнам: пояс в традиции финно-угорских народов связан с судьбой и жизнью человека (и Земли: вспомним об Урале - поясе Земли): у эстонцев-сету после смерти Девушки на поминальную сосну вешали поясок невесты. Нечистая сила, напротив, ходила неподпоясанной.

В ижорской песне о чудесной пряхе говорится о том, что прямо под окном поющих плещется море, по которому плывет утка. Под крылом этой утки - колыбель, а в ней - мальчик, который разукрашивает некую пеструю крышку. Под крышкой оказывается девица, прядущая золотую одежду. Золотая нить рвется, и дева начинает рыдать.

Порванная нить - это нить жизни в руках девы судьбы: красные нити косым крестом клали в гроб на подушку умершему эстонцы сету и водь, чтобы покойник не возвращался с того света. Утка, плавающая в море, напоминает нам о создании мира, а младенец под ее крылом - о происхождении людей. Не менее интересна и пестрая крышка, которую разукрашивает мальчик в колыбели: такую крышку имела мельница-чудесница сампо, одно из воплощений Мирового древа.

Песня о Мировом дубе содержит и редкий эсхатологический мотив - рассказ о конце света - хотя и сохранившийся в форме небылицы.

Некий злодей имел трех сыновей: один был увечный, другой хромой, третий - слепой (все это - признаки нечистой силы). Увечный согнул лук, хромой сделал стрелы, слепой принялся стрелять. Он выстрелил в небо и порушил его край, так что оно раскололось, а стрела не вернулась. Второй стрелой он выстрелил в ноги Земли-Матери, и Земля стала рушиться в преисподнюю, и та стрела тоже не вернулась. Третью стрелу он направил на гору, на сосновый холм. Эта стрела ударилась о камень и отскочила, попав в человека. Текст песни, видимо, имеет заговорное происхождение; его цель - защитить от колдовских стрел. Последняя стрела должна вернуться и избавить пораженного от болезни.

Имена богов-демиургов практически не сохранились в эстонском фольклоре. Сказка о происхождении волка обнаруживает следы древнего дуалистического мифа о творении: черт создал волка, но не смог вдохнуть в него жизнь. Тогда небесный "отец" Ванаиса посоветовал черту произнести заклинание: "Волк, встань, повали черта!" После этого волк действительно ожил и стал преследовать черта.

В предании о небольшом озере Илмъярв можно обнаружить отголоски древнего мифа. Это озеро считалось самым глубоким в Эстонии - его не мог перейти вброд даже великан - сын Калевы. Имя озера - "Озеро погоды" - содержит древнее обозначение "света", "мира", "погоды" и атмосферных духов ильма (недаром слово ильма входит и в состав имени "Ильмаринен"; вспомним, что от этого культурного героя, кователя неба в карело-финских рунах, зависела погода). Сходные названия озер и связанные с ними предания известны в Карелии и Финляндии, но самое знаменитое "погодное" озеро - Ильмень или Илмерь; на этом озере в чудской земле славяне основали Великий Новгород. Не случайно Герой новгородских былин - купец Садко - вылавливает в озере чудесную рыбу, а своей игрой на гуслях вызывает морскую бурю (вспомним о чудесной игре Вяйнямёйнена, которой заслушивалась морские духи).

Цит. по: В. Петрухин. Мифы финно-угров
_____________

сюжет о Мировом древе

Этот образ характерный для мифологического сознания всех народов планеты. Мирово́е де́рево олицетворяет в себе единство всего мира. Образ Мирового древа играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры

http://video.mail.ru/mail/ilya_guzey/Se … /4975.html

0

3

Происхождение мира и богов
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода "Теогония" (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея" и поэмы римского поэта Овидия "Метаморфозы" (Превращения).
http://s43.radikal.ru/i102/1105/e7/aeb6a49d635b.jpg
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги.

Хаос. Сотворение мира
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)
http://www.centre.smr.ru/images/pics/pic0049/pic0049_800.jpg

Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея.
http://myfhology.narod.ru/gods/greece-gods/geya.gifhttp://astroviolet.com.ua/bogini/geya.jpg
Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. http://myfhology.narod.ru/myth-plases/tartar.jpg

Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. http://i028.radikal.ru/1003/51/d0bb0b6a177fx.jpg
Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту (Никта).

Эреб
http://myfhology.narod.ru/gods/greece-gods/aireb.gif

Никта, богиня ночи. Адольф-Вильям Бугро — Ночь (1883)
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e3/William-Adolphe_Bouguereau_%281825-1905%29_-_La_Nuit_%281883%29.jpg
А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Гемера
http://myfhology.narod.ru/gods/rome/fornaks.gifhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:William-Adolphe_Bouguereau_%281825-1905%29_-_Day_%281881%29.jpg
Эфир
http://myfhology.narod.ru/gods/greece-gods/afir.gif

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
http://myfhology.narod.ru/gods/greece-gods/uran.gif

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид.
Зевс и Фетида. Лосенко Антон Павлович. 1769
http://www.karavan.tver.ru/html/2/176.gif

Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Гипперион
http://mimg.ugo.com/200901/8585/simmons.jpg

Селена и Эндимион
http://myfhology.narod.ru/gods/greece-gods/selena.jpg

Гелиос
http://www.acne.org/messageboard/uploads/av-37105.png

Эос
http://myfhology.narod.ru/gods/skandinavy/idun.jpg

Зефир
http://myfhology.narod.ru/gods/greece-gods/zefir.jpeg

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/Polyphemus.gif

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
http://horoscopes.rambler.ru/images/test/2010/06/01/1275990538_15485.jpg

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Танатас
http://myfhology.narod.ru/gods/greece-gods/tanatos2.gif

Эрида
http://myfhology.narod.ru/gods/rome/diskordiya.gif

Немесида
http://myfhology.narod.ru/gods/greece-gods/nemesida.jpg
Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции

0

4

СОТВОРЕНИЕ МИРА
(мифы Латвии)

Не было жизни вначале. Диевс - бог извечный был всех духов превыше. Рядом жил дух попроще - Черт. В ту пору Черт во всем подчинялся Диевсу.

Диевс решил сотворить землю и черта попросил нырнуть в болото, и принести со дна слежавшийся ил. Черт поднырнул под трясину, ила наскреб и гадает: "Что это Диевс затеял?" чтоб в дураках не остаться, наскреб и себе он горстку ила и в рот сунул (ведь Диевс еще карманов не создал).

Первую горстку Черт честно отдал. Диевс развеял ил, из которого возникла Земля, приплюснутая и пустая. А у Черта ил за щеками расперло, Черт сплюнул его и на Земле плоскогрудой встали округлые горы.

Взял Диевс пригоршню от своего сияния, свет свой рассеял Золотое Солнце взошло, и серебряный Месяц над землей рассиялся. Девушки Солнце с землею были пригожи, и Диевс их полюбил, вскоре Божьи Сыны появились, дочери Солнца родились.

Месяц обнял дочь Солнца и засияли их дети - тысячи звезд на небе.

Божьи сыны поделили меж собой мир первозданный.

Перкон с пятью сыновьями выстроил свод небесный - обиталище духов, небожителей вечных.
Солнцу коней золоченых выковал Перкон, чтоб Солнце с ранней зари до заката свод объезжало небесный и коней золоченых вечером в море купало.
Антримп господствовал в море
Патримп землю одел в зелень и сыпал цветами с Зиедонисом на пару.
Диевс рассыпал по земле камни, но они были мягки, поэтому Черту было запрещено наступать на них, покуда они не станут рассыпчатой почвой. Черт же из любопытства и озорства повсюду отыскивал камни и нарочно топтал их. Камни отвердели. Около Даугавы лежит один такой камень, на котором виден отпечаток следа, а люди его зовут Чертовой Пяткой.
Черт обзавелся косой и косил себе сено, поэтому все деревья стояли без веток. Диевс обзавелся долотом. Ночью, когда Черт уснул, Диевс вынес его косу и накосил себе сена. Утром Черт удивился тому, что Диевс накосил сено долотом. Черт стал махать долотом, оно за стволы задевает. С тех пор на деревьях ветки растут из зарубок.
Черт завел безрогих коров с нерасщепленными копытами, голубоватой масти. Диевс выстроил хлев, а черт его донимает: "Диевс, зачем тебе хлев? Ты же не держишь скотины!" А Бог отвечает: "Заведу!" И только ночь наступила, Диевс перегнал коров Черта в свой хлев, поменял масть, дал рога и раздвоил копыта. Черт утром не обнаружил своих коров и помчался к Диевсу, а в его хлев полон буренками, пеструхами, лысухами.
Диевс захотел завести собаку и позвал Черта, чтобы тот отправился на гору и сделал животину из глины с хвостом четырьмя лапами, носом, двумя ушами и двумя глазами, а тело чтобы было покрыто шерстью. Дал Диевс Черту палку и сказал: "Ударь по животине три раза и скажи: "Бог тебя создал" - и оживет животина". Черт взобрался на гору, слепил животину и ударил три раза, произнеся "Бог тебя создал!" побежала собака за Богом. Черт надумал и себе животинку сотворить, только ростом побольше, с шерстью взлохмаченной над глазами. Сразу звериная злость блеснула в глазах животины. Произнес Черт слова "Черт тебя создал!", а она не шевелится, тогда Черту пришлось поневоле произнести "Бог тебя создал!". Вцепился зверь в Черта. "У, волк проклятый!" - завопил от боли Черт.
Решил Диевс сотворить человека. Взял в плодородной долине немного праха земного и слепил человека с единственным глазом и ухом, дал ему две руки и ноги и воскликнул: "Видеть тебе только благое, слышать только благое, делать только благое, ходить благими путями!" Бог повернул ноздрю человека и вдохнул в неё душу живую: "Будь уподоблен богам, возникший из богова духа!" начал дышать человек и в первый свой сон погрузился. Черт за ночь умудрился смастерить парный глаз и ухо: "Видеть тебе дурное, слышать тебе дурное, делать тебе дурное, ходить дурными путями!" Черт повернул вторую ноздрю и вдохнул через неё дурное дыханье. Утром пробудился человек, он совершеннее всех земных созданий. С тех пор сеет человек все благое, превзошел всех богов небесных, но наравне с прекрасными делами, он и мучитель, и палач, и мститель, и грабитель, мир благой превративший в подобие ада. Диевс увидел как испортил его дело Черт, проклял его и поверг в пекло, отстранив от себя. Черт же расплодил нечистых, Йодов развел он в пекле, гадов развел и пошел войной против Бога. Бог же постоянно борется с нечистыми и загоняет их в пекло, но нечистая сила обманом наверх проникает, чтоб совратить человека и ввести в искушенье.
Из А. Пумпур "Лачплесис".

0

5

ШУМЕРСКИЙ МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА

Из книги О. Жанайдарова   "Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков"

Шумеры объясняли происхождеие вселенной следующим образом.
Вначале был первозданный океан. О его происхождении или рождении ничего не говорится. Вполне вероятно, что в представлении шумеров он существовал вечно.
Первозданный океан породил космическую гору, состоявшую из земли, объединенной с небом.
Созданные, как боги, в обличье человека, бог Ан(Небо) и богиня Ки(земля) породили бога воздуха Энлиля.
Бог воздуха Энлиль отделил небо от земли. В то время как его отец Ан поднял (унес) небо, сам Энлиль отправил вниз (унес) землю, свою мать. С. Крамер, "История начинается в Шумере", стр.97.
А теперь для сравнения приведем древнетюркский вариант мифа о происхождении вселенной, земли и неба. Миф этот записан Вербицким у алтайцев. Вот его содержание:
Когда еще не было ни земли, ни неба, был только великий океан, без границ, без конца и края. Над всем этим летал неустанно Бог - Тенгри - по имени Улкен - то есть большой, громадный. В некоторых источниках, даже казахских, имя этого бога пишут Ульгень, что мне кажется неверным. Ульгень - это все равно, что мертвый, Ольген. Не может же Бог, которому суждено зародить жизнь и создать вселенную, быть мертвым или носить имя "Умерший"… Однажды в Восточно - Казахстанской области мне пришлось посетить заставу, которая называлась Урыль. Офицеры и солдаты не смогли объяснить, почему она так называется. Пришлось обратиться к местным жителям. Оказывается, застава и одноименный аул носят имя "Ор ель", то есть аул, находящийся высоко в горах. Почти что Орел! А по- армейски, пограничниками, это все исковерковано до малопонятного и уничижительного Урыля. То же самое, я думаю, произошло и с Улкеном-Ульгеном, имя которого при записи в 19 веке тоже исказили, чему поверили и сами казахи и алтайцы. Тем более, что Восточный Казахстан и Алтай - находятся рядом.
Но ведь рядом же - Улкен - Громадный, великий, большой алтайский создатель вселенной! Кому создавать Мир как не большому и громадному Улькену!
Тако вот, летал и летал неустанно Большой Бог - Тенгри Улкен над океаном воды, пока какой-то голос не приказал ему ухватиться за камень-утес, который выглядывал из воды. Сев по приказу свыше на этот утес, Тенгри Улкен стал размышлять:
"Хочется мне сотворить Мир, мироздание. Но вот каким он должен быть? Кого и каким образом я должен сотворить?" В этот момент живущая в воде Ак Ана - Белая Мать вышла на поверхность и сказала Тенгри Улкену:
"Если хочешь сотворить, так произнеси следующие священные слова : "Я сотворил, баста!" Баста, в смысле, кончено, раз я сказал! Но фокус в том, что в тюркском языке слово "Баста,Бастау" и обозначают "Начать,Начало". Белая Мать так сказала и исчезла.
Тенгри Улкен запомнил эти слова. Он обратился к Земле и сказал: " Пусть возникнет Земля!" и возникла Земля.
Тенгри Улкен обратился к Небу и сказал: " Пусть возникнет Небо" и возникло Небо.
Тенгри Улкен сотворил три рыбы и поместил созданный им Мир на спинах этих трех рыб. При этом Мир был неподвижен, прочно стоял на одном месте. После того как Тенгри Улкен таким образом сотворил Мир, он взобрался на самую высокую Золотую гору, достигающую небес, и воссел там, наблюдая.
Мир был создан за шесть дней, на седьмой Тенгри Улкен лег спать. Проснувшись, он огляделся вокруг, и осмотрел, что же он создал.
Он, оказывается, сотворил все, кроме Солнца и Луны.
Однажды он увидел в воде комок глины, ухватил его, и сказал: "Пусть будет человеком! " Глина превратилась в человека, которому Тенгри Улкен дал имя "Ерлик", и стал считать его своим братом.
Но Ерлик оказался завистливым человеком, он завидовал Улкену, что сам он Ерлик не такой как тот, что не он создатель всего Мира.
Тенгри Улкен сотворил семерых человек, из камыша сделал им кости, а мышцы из земли и грязи, и вдунул в них через уши жизнь, а через носы вдунул им в головы разум. Чтобы руководить людьми, Тенгри Улкен сотворил человека по имени Майторе и сделал его ханом.
В этом алтайском эклектическом мифе собраны различные элементы из разных религий, более всего заметно влияние Библии. Полностью самостоятельным признать его нельзя.
Но заметна и шумерская тема о великом океане и мировой горе, сотворенных в один период. Можно сказать, что шумерский миф о происхождении Мира был подредактирован семитской библейской мифологией, и получился алтайский (древнетюркский) миф о происхождении Мира.

0

6

Миф о сотворении мира, богов и людей (Гавайи)

Та'ароа, Создатель, сам произвел себя на свет, ибо у него не было ни отца, ни матери. Бесчисленное множество лет он просидел в раковине Румиа, напоминающей по форме яйцо. Вокруг расстилалось бесконечное пространство, в котором не было ни неба, ни земли, ни моря, ни месяца, ни звезд. Это было время длительной, бесконечной тьмы и густой непроницаемой тьмы. Наконец, Та'ароа сломал раковину и вышел на свободу. Стоя на раковине, он громко взывал во все стороны, но ни одного звука не раздалось из пустого пространства ему в ответ. Тогда бог вновь вошел во внутреннюю скорлупу раковины Таму-ити (Малое основание) и пролежал там в оцепенении еще несказанно долгий период. Наконец, Та'ароа решил, что пора действовать. Выйдя из раковины, он превратил ее внутреннюю оболочку в основание скал и землю, а из внешней сделал низкий и тесный небесный свод. В основание скал он вдохнул частицу самого себя, превратив его тем самым в олицетворение мужа — Туму-нуи; таким же способом из верхних пластов горных пород он создал олицетворение жены — Папа-рахараха. Каждый из этих элементов занимал определенное место на земной поверхности, с которого ни за что не хотел сходить, отказывался исполнить приказание Та'ароа и приблизиться друг к другу. Тогда бог сотворил камни, песок и землю и вызвал к жизни Ту — величайшего из ремесленников, чтобы тот помог ему осуществить сотворение мира. Вдвоем они создали несметное число корней. Затем свод Румиа был поднят на столбах, и пространство под ним увеличилось. Оно получило название Атеа и было заполнено духом, олицетворенным под тем же именем. Земля и пространство над ней выросли, а подземный мир отделился. Зацвели деревья и растения, на суше и в воде появились живые существа. Позади выросли горы, олицетворенные под именем Ту-моу'а; по горам устремились ручьи и реки. Впереди простирался океан; над ним и над морскими скалами властвовал бог океана Тино-руа. Итак, наверху был Атеа (Пространство), а внизу — Руа (Бездна), посередине же находилась земля Гаваи'и — родина всех земель, богов, царей и людей.

Первоначально под тесным сводом Румии царила тьма. В темноте Та'ароа сотворил или вызвал заклинаниями богов Ту, Атеа, Уру и всех других. Позднее родились звезды и ветры. Атеа в ранний период мифологического творчества был существом женского пола. От Та'ароа и Атеа родился бог Тане, который представлял собой первоначально живую массу неопределенных очертаний. Чтобы придать ей форму, были призваны искусные мастера. Они приходили парами, неся на плечах связки каменных орудий, однако при виде величественной Атеа в ужасе разбегались. Тогда Атеа сама взялась за создание Тане и с успехом оформила человеческое тело, не упустив никаких подробностей, вплоть до внешних отверстий уха, которые она проделала при помощи тонкой спирально закрученной раковинки. После многочисленных пластических операций, которые подробно перечисляются в предании, Тане вышел таким совершенным, что он стал богом красоты. Та'ароа наделил его особой силой, сделав богом ремесла. Другой из высших богов Ро'о родился из тучи и стал соратником и вестником Тане. В более поздний период, в мифологии других архипелагов, Атеа обменялась полом с Фа'ахоту и превратилась в мужчину.

В Таитянском мифе о сотворении человека нет многих из приведенных выше подробностей, Та'ароа с помощью великого ремесленника Ту сотворил Ти'и — первое человеческое существо. В мифе употребляется слово «раху», что значит сотворить; однако одним из имен Ти'и было Ти'и-аху-оне (Ти'и, сделанный из земли); отсюда следует, что Ти'и был создан из земли. Ти'и вступил в брак с богиней Хиной, дочерью Те-фату (Господин, Сущность) и Фа'ахоту (Начало мироздания). Дети Ти'и и Хины в период тьмы вступали в брак с различными богами. Дети от этих браков считались предками знатных вождей, которые имели право носить пояса из красных перьев, что служило знаком высокого общественного положения. Дети, которые были вызваны к жизни заклинанием, считались прародителями простых людей.

Согласно другой версии, Ти'и создал на Атиауру женщину из земли и сделал ее своей женой. Чтобы зачать первого мужчину, он совершил кровосмешение со своей дочерью. В третьем варианте говорится о том, что Та'ароа вступил в брак с Хине-ахуоне (Девушка, сделанная из земли) и дал жизнь Ти'и — первому мужчине.

Цит. по: Те Ранги Хироа. Мореплаватели солнечного восхода.

0

7

Сотворение мира (кельты)

Великая Мать существовала прежде начала мира. Тишина и темнота окутывали ее, и каждый шаг, что свершала Она, был шагом по собственному телу - которое было и не было. Великая Мать была всем, и одновременно Она не имела формы. Она вмещала в себя все, что только еще могло возникнуть.
Тьма и тишина окутывали ее, и двигалась Она в пустоте и темноте, не ступая по тверди, плывя в бесконечности, которая и есть сама Богиня.

Великая Мать, окутанная бесконечностью, вглядывалась в черноту пространства, что служила Ей зеркалом, и однажды увидела собственное сияние. Увидела Мать, как велика и безбрежна Она, словно беззвездная вселенная, словно сон без сновидений или же сон, в котором пребывают все сновидения.

Восхищенная увиденной красотой и совершенством, Мать захотела, чтобы Та, что отражалась в зеркале, оказалась рядом с Ней. И вышла из Зеркала прекрасная женщина, названная "Мириэль", что значит "Божественно красивая", и познала Великая Мать любовь самой Собой. Прекрасные и девственные, они радовались и наслаждались, желая друг друга так сильно, как сильно они желали Себя.

Блаженство наполняло Великую Мать и Ее отражение - Мириэль, и чувство это передавалось вовне, в пустоту. Задрожала пустота, возникло движение, породившее волны, устремившиеся в разные стороны и порождающие миры. Богиня же смеялась и была счастлива, преисполненная любви.

Но начавшееся Великое движение увлекло в своих волнах Мириэль, и чем дальше Она удалялась от Богини, тем более мужской становилась Ее природа. Темная пустота же осветилась густым, синим светом, и удаляющаяся из объятий Матери Мириэль предстал как Диан-и-Глас, Синий бог. И произнесла тогда Великая Мать: "Неотделим Ты будешь от Меня вовеки. Какую бы форму Ты не принял, Ты есть Мое слово, Моя десница и Мой знак, и Ты вернешься ко Мне в своем теперешнем виде. И наша любовь будет длиться вечно. И от нашего союза все вещи будут сотворены и сотворяются; все вещи, которые есть и которых нет, и которые только должны быть."

Но поток нес Мириэль, ставшую Диан-и-Гласом, все дальше, пока не приняла Она форму Зеленого бога, увенчанного лозой, который славит жизнь всего, что произрастает.

Но не закончены были превращения Мириэль в волнах рождающегося мира. Менялась Она, перетекала из облика в облик, пока не стала Рогатым Богом, прекрасным как солнце и сильным как стихия.

От союза Рогатого Бога, иначе называемого Охотником, и Великой Матери произошли все боги.

Впрочем, есть и другая история. Рассказывают, что мир произошел от Белой кобылицы Эйохи, вышедшей из морских глубин, белоснежной, словно морская пена, и ее сына - Рогатого бога Кернунноса.

Цит. по: Ф.де Грандис. Будь богиней

0

8

Японский миф творения

Что было вначале, о том знают только Боги…
Однажды мир раскрылся, являя на свет трех Божеств - Бога-Правителя Священного Центра Небес, Бога Высокого Священного Творения и Бога Божественного Творения. Сразу же за ними явились в мир еще два прекрасных молодых Бога: Бог Прекрасных Побегов Тростника и Бог, Навечно Утвердившийся в Небесах. Все божества были невидимы, и никто не знал об их существовании, даже они сами не подозревали о том, что их стало пятеро.

А дальше, словно из рога изобилия, стали появляться боги и богини, готовые начать творение жизни. И среди них были двое - брат и сестра - Идзанаги-но ками - Бог, Влекущий к Себе и Идзанами-но ками - Богиня, Влекущая к Себе. Им-то Старшие и поручили привести весь мир в порядок, сделать его пригодным для жизни, ведь не было еще в нем ничего, кроме бескрайнего неба и бесконечной глади морской. Земля же не имела четкой формы и медузой носилась по морским волнам, подобно всплывающему маслу.

"Закончите дело с этой носящейся по морским волнам землей и превратите ее в твердь", - порешили Старшие Боги. А чтобы сподручнее было справиться с задачей, пожаловали Боги драгоценное копье, творящее земную твердь.

Встали Идзанами и Идзанаги на Небесном Плавучем Мосту, что над Небесным потоком, и стали вращать его в морской воде так, словно бы они месили ее как тесто. Когда же они вытащили копье, вода, сгустившись, упала вниз тяжелой каплей, и образовала остров Оногородзима - Сам Собой Сгустившийся остров. Спустились Боги на этот остров, воздвигли небесный столб, возвели просторные покои, и стали там жить.

Брат и сестра с любопытством созерцали новосотворенную землю и самих себя. Однажды они заметили, что их тела различны: у Идзанами на теле было углубление, а у Идзанаги - выступ. "Что будет, - подумали близнецы, - если их соединить?", благо части тела дивно подходили друг к другу. Сказали тогда боги слова брачного обета, обошли вокруг Небесного столба, и после этого на ложе зачали дитя. Но первый опыт был неудачен. Родилось у них дитя - пиявка. Положили ее в тростниковую корзину и пустили плыть по воде.

Во второй раз Боги родили целый остров - ним Авасима, что значит Пенный. Но он тоже не был ребенком, которого желали увидеть брат и сестра, ставшие супругами. Пришлось Идзанами и Идзанаги обращаться за советом к Старшим.

- Негоже женщине первой произносить слова супружеского обета, - ответили Старшие. - Исправьте это, и все у вас получится.

Вновь повторили Боги слова, подтверждающие заключение брака, обошли Небесный столб. А дальше родились у брата и сестры восемь крупнейших островов и четырнадцать прекрасных детей-богов, что владели реками и горами, морем и ветром. Когда же Идзанами рожала пятнадцатого ребенка-бога, слишком пламенной оказалась природа младенца, ибо был он Бог огня Кагуцити, и опалил он лоно матери. В гневе отец убил ребенка, но из крови его, пролитой на землю, родилось множество других богов.

Идзанами умерла, но не смог смириться с утратой супруги Идзанаги. Похоронил он ее тело на горе Хиба-но-яма, а сам спустился за душой жены в Царство мертвых.

- Страна, что я и ты создавали, еще не до конца создана. Потому должно тебе вернуться, - уговаривал Идзанаги свою сестру-жену. И так он долго уговаривал ее, что заколебалась Идзанами, уже вкусившая пищи страны Мертвых, и ставшая мертвой. Может, и впрямь отправиться на землю со своим мужем?

Между тем Идзанаги очень хотелось увидеть свою жену, но темно было в царстве мертвых, а зажигать огонь ему жена запретила строго-настрого. Не удержался Идзанаки, отломал толстый зубец из священного сияющего гребня, что держал пучок волос у него над левым ухом, зажег огонечек и увидел, как копошатся в теле ее жены черви. Страшно испугался Идзанаги, и бросился бежать прочь из Царства Мертвых. Идзанами, которая уже было собралась вернуться с мужем, разгневалась, и отправила за мужем фурий страны Мертвых, чтобы они покарали нанесшего ей оскорбление.

Тогда сорвал Идзанаги с головы черную сетку для волос, бросил ее наземь, и превратилась сетка в плоды дикого винограда, пройти мимо которых фурии просто так не смогли - сладок был виноград, и пока его не съели, не тронулись дальше. Тогда вытащил Идзанаги из волос гребень, и стал гребень молодым, сочным бамбуком. Пока не съели его фурии, не смогли они продолжить погоню. Видя это, еще сильнее разгневалась Идзанами, пустила по пятам мужа несметное воинство, вынуждая его обнажить оружие. И худо бы пришлось Идзанаги, но росло на его дороге персиковое дерево. Сорвал он три персика, и дали они ему силу и защиту от злых духов. Не смогло воинство мертвых повредить Идзанаги, вернулось в подземный мир, а персики с той поры людей от нечисти защищать стали.

Заложил проход к стране мертвых мужчина-бог скалой, и пока его мертвая жена стояла по другую сторону, силясь пройти, произнес слова расторжения священного брака. Разозлилась Идзанами, пообещала, что будет предавать смерти каждый день тысячу человек на земле. Но Идзанаги лишь плечами пожал… "Ну и что? А на земле будет тогда рождаться полторы тысячи детей каждый день"… Пришлось отступить Идзанами.

Идзанаги же, вернувшись в мир живых, совершил ритуальное очищение, и породил на свет трех детей: Аматэрасу - богиню Солнца, Цукиеми - бога Ночи и Луны и Сусаноо - бога Ветра и Водных Просторов. Старшая из главных божеств, Аматэрасу, как покровительница "равнины высокого неба", стала прародительницей всех японских императоров

0

9

Доэллинский миф творения
В начале Эвринома, богиня всего сущего, восстала обнаженной из Хаоса и обнаружила, что ей не на что опереться. Поэтому она отделила небо от моря и начала свой одинокий танец над его волнами. В своем танце она продвигалась к югу, и за ее спиной возникал ветер, который ей показался вполне пригодным, чтобы начать творение. Обернувшись, она поймала этот северный ветер, сжала его в своих ладонях - и перед ее глазами предстал великий змей Офион. Чтобы согреться, Эвринома плясала все неистовей, пока не пробудилось в Офионе желание, и он обвил ее божественные чресла, чтобы обладать ею. Вот почему северный ветер, который также зовется Бореем, оплодотворяет: вот почему кобылы, поворачиваясь задом к этому ветру, рождают жеребят без помощи жеребца. Таким же способом и Эвринома зачала дитя.

Затем превратилась она в голубку, села, подобно наседке, на волны и по прошествии положенного времени снесла Мировое яйцо. По ее просьбе Офион обернулся семь раз вокруг этого яйца и высиживал его до тех пор, пока оно не раскололось надвое. И появилось из него все то, что только существует на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и ее горы, реки, деревья, травы и живые существа.

Эвринома и Офион обосновались на Олимпе, но он обидел ее, объявив себя творцом Вселенной. За это ударила она его пяткой по голове, выбила ему все зубы и изгнала в мрачные подземные пещеры.

После этого богиня создала семь планетных сил, поставив во главе каждой титаниду и титана. Тейя и Гиперион владели Солнцем - что светило всему живому; Феба и Атлант - Луной, созданной для колдовства, Диона и Крий - Марсом, дающим рост; Метида и Кой - Меркурием, источником мудрости; Фемида и Эвримедонт - Юпитером, создателем законов; Тефия и Океан - Венерой, дарующей любовь; Рея и Крон - Сатурном, приносящим мир.

Но первым человеком стал Пеласг, предок всех пеласгов. Рождены они были из зубов Офиона, упавших на землю.

Подготовлено по книге Р.Грейвс. Мифы Древней Греции

0

10

Сотворение мира в славянской мифологии.
Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился лишь Род – Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу. Так началось сотворение мира. Мир наполнился Любовью. В начале сотворения мира Он родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. В небесах Он воздвигнул три свода. Разделил Свет и Тьму. Затем Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна – из Его груди, звезды небесные – из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи – из Его дум, буйные ветры – из Его дыхания, дождь, снег и град – от Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род – Отец богов, Он – рожден собой и родится вновь, Он – что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.
http://objective-news.ru/images/stories/7-Slavjane/1-Sotvorenie-mira1/1-300.jpg
Род родил небесного Сварога и вдохнул в него свой могучий дух, и дал ему способность смотреть во все стороны одновременно, чтоб ничто от него не укрылось. Сварог проложил путь Солнцу по небесному своду, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра – разгорался день, а на смену дню – приходила ночь. Сварог обращает внимание на отсутствие Земли, сокрытой в океане, и обращается с повелением достать Землю к серой утке, порожденной океанской пеной. Сначала утка не появлялась год, не смогла Землю достать, потом снова Сварог послал ее за Землей, не появлялась она два года и снова не принесла. На третий раз Род ударил в уточку молнией и дал ей невиданную силу, ее не было три года, и принесла она в клюве горсть земли. Помял Сварог Землю – ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце, Земля запеклась сверху корочкой, остудила ее Луна. Утвердил Он в ней три свода – три подземных царства. А чтобы Земля не ушла опять в Океан, Род родил под ней мощного змея Юшу. Так Сварог создал Землю, а сотворение мира продолжалось.

Земля была создана, но сотворение мира продолжалось. В серой утке было скрыто две силы – Явь и Навь. Утка отложила волшебные яйца. Скорлупа у одних – железная, у других – из чистого золота. Раскололось яйцо золотое, что исполнено силой Яви, и поднялась в небо птица Матерь Сва. Из золотого яйца вылетел к Солнцу Орел. И порхнула за ним Алконост – рассветная птица, – та, что кладет яйца на краю земли в синее море у самого берега. Вслед за ней вылетела сильнокрылая птица Стратим. Если эти птицы встрепенутся – поднимаются волны и дуют сильные ветры. А затем поднялась в небо синее птица вещая – Гамаюн. И вот задули сильные ветры и загремел гром – раскололось железное яйцо. Явлен был из яйца силой Нави черный Ворон. Ворон взлетел над Землей, задевая местами крылом Землю. Там, где Ворон выронил перо, выросли неприступные хребты, а где Землю задел краем крыла – там Земля растрескалась на ущелья. А за ним поднялись птицы, рожденные Навью: птица-лебедь Обида, Грифон и Могол, а за ними сладкоголосая птица Сирин, одурманивающая и манящая в царство смерти. В конце сотворения мира ударил Сварог молотом по горючему камню Алатырю, и рассыпались искры по небу. Создал Сварог силы светлые и свое небесное воинство, и одна искра упала на Землю. От этой искры занялась Земля, и родился в огненном вихре светозарный Семаргл - Огнебог. Ярый бог, подобно Солнцу озаряет он всю Вселенную. И завыли ветры, и родился в яростном вихре божий ветер – Стрибог. Подполз многоголовый Черный Змей к тому камню и ударил по Алатырю молотом. Рассыпались черные искры по всему поднебесному царству. Так возникла черная сила – многоголовые лютые змеи и вся нечистая сила.
http://objective-news.ru/images/stories/7-Slavjane/2-Sotvorenie-mira2/1-300.jpg
Началась борьба Правды и Лжи, Яви и Нави – Жизни и Смерти. Опустил Змей на Землю мглу, стал побеждать. Сварог – небесный кузнец выковал плуг. При этом вместо огня в печи был Семаргл, а Стрибог раздувал меха. Сковали плуг и на Черного Змея надели. картина сотворения мира в мифологии славянЗемлю была поделена межей: с одной стороны царство Сварога, с другой – царство Черного Змея. Вся земля была залита кровью и слезами, а также засыпана перьями. Там, где были вороньи перья, Род воздвиг Рипейские горные кряжи, а перья соколиные в них золотом обернулись. Река слез и крови проходила через этот кряж и подтекала под Алатырь. Из под него поднялся росток – Дуб возвысился. На восточных его ветвях Алконост гнездо свила, а на западных – Сирин, в корнях – Змей шевелится, у ствола ходит небесный царь Сварог, а с ним Лада. Рядом с Дубом выросли три дерева: кипарис – дерево смерти, солнечный дуб корнями вверх, вниз ветвями-лучами, и яблоня с золотыми молодильными яблоками. Это место Сварогом было названо Ирий. Так был посажен Ирий в Рипейских горах. Там поют вещие птицы в Ирии, текут хрустальные ручьи, драгоценными камнями устланные, в том саду лужайки зеленые, на лугах трава мягкая, шелковая, а цветы в лугах неописуемой красоты. Невозможно в Ирий попасть: только боги и духи находят сюда путь. Все пути охраняются меднокрылыми василисками и медноклювыми грифонами. В провал, образовавшейся от межи, проложенной Сварогом, сошла вся кровь с земли, и туда Сварог низверг Черного Змея – Повелителя тьмы, а вслед за Змеем низринулись все черные силы. Сварог по велению Рода сотворил растения, зверей, птиц и людей. Так было завершено сотворение мира.
http://objective-news.ru/images/stories/7-Slavjane/2-Sotvorenie-mira2/2-300.jpg

0


Вы здесь » Вилла "Под парусом" » Литература » Мифы и легенды о сотворение мира